"Время МН" (14.09.99)

Алексей Михеев

Снос виртуальной башни, а также Мэри в роли Шелли

Издательство с многоступенчатым названием "ООО "Фирма "Издательство АСТ" выпустило в серии "Современная фантастика" книгу американца Брюса Бетке "Headcrash". Переводчица С. Силакова предложила весьма вольный вариант названия — "Интерфейсом об тейбл"; впрочем, он вполне соответствует ироническому тону повествования. Американская критика называет Брюса Бетке (уже успевшего стать лауреатом премии Филипа Дика) "киберпанком-сатириком", чье чувство юмора выгодно отличает его от коллег-предшественников, в числе которых — Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон. Действие романа, написанного в 1995 году, разворачивается в 2005-м, и мы, российские читатели, находимся где-то на полпути к описанной автором антиутопической действительности. Джек Берроуз, герой книги, служит и.о. младшего помощника инженера по программному обеспечению в некоей трансмегакорпорации, служащие которой, несмотря на глобальную компьютеризацию, обязаны каждое утро являться на службу, где они убивают время, погружаясь при помощи шлемофона, видеоочков и перчаток в конструируемую ими же сетевую "виртуальную реальность". Любимое их занятие — сражаться с воображаемыми монстрами на всех этажах и во всех потайных закоулках родного офиса, принимая обличье супермена, крутого мафиози или секс-бомбы; впрочем, выход на широкие просторы информационного суперхайвея ставит перед героем задачки и потруднее...
С книгой Бетке я познакомился незадолго до того, как мне довелось побывать на церемонии вручения призов победителям сетевого литературного конкурса "Тенета-1998" (в качестве члена жюри по номинации "Переводы"). По поводу этого мероприятия Андрей Немзер две недели назад уже высказался в том смысле, что нет литературы сетевой и несетевой, а есть хорошая и плохая. Замечание справедливое, если иметь в виду произведения вне контекста, однако литература в русском Интернете интересна вовсе не уровнем публикуемых (т.е. "вывешиваемых") текстов, а складывающейся вокруг них средой. То, что принято именовать "литературным процессом", в оперативных и интерактивных сетевых формах (персональные авторские страницы, электронные журналы и газеты, библиотеки и архивы, дискуссионные клубы, гостевые книги) протекает живее и увлекательнее, чем на бумаге. А любопытнее всего выглядит жизнь виртуальных персонажей, под маской которых может скрываться кто угодно. Приз конкурса в номинации "Виртуальная личность" был присужден персонажу по имени Мэри Шелли (www.net.cl.spb.ru/cetera/homyak.htm), однако кто реально получил этот приз, так и осталось неясным: вышедшую на сцену даму корректнее было бы назвать "человеком, похожим на Мэри Шелли". Вообще смена привычной для сетевых обитателей стерильной текстовой среды на реальное трехмерное пространство зала Дома кино породила особый эффект: если сама церемония прошла хотя и сумбурно, но вполне мирно, то в Интернете этот короткий эпизод материализации виртуального мира еще целую неделю обсуждался со всех возможных сторон.
Тем временем некоторые из виртуальных авторов на наших глазах становятся современными (живыми?) классиками: именно в серии "Классика" издательство "Азбука" недавно выпустило книгу "сетевой звезды" Макса Фрая "Идеальный роман" (впрочем, это вовсе не роман, а сборник вымышленных заключительных фраз из произведений практически всех жанров и стилей, подводящий условную черту под всей нынешней "бумажной" литературой).

Teneta-Rinet - "Russian Online Literary Contest"